1. Медиа
  2. Подкасты
  3. Гороховецкие кружева: просечное узорное железо

Гороховецкие кружева: просечное узорное железо

Малые города России… Милая провинция… В ней столько очарования и особого настроения, что сюда хочется возвращаться вновь и вновь! Это настоящая жемчужина для туриста. Сколько их, городков, со своей историей, архитектурой, природой, раскидано по необъятным просторам нашей родины. Каждый из них по-настоящему прекрасен и каждый интересен по-своему.

Среди них Гороховец – уютный уголок России, здесь кажется, что время остановилось лет триста назад: белокаменные палаты хранят память о жизни наших предков, красивые деревянные особняки, построенные позднее, в XIX-XX веках, выглядят сказочными теремами, тихие улочки с крепкими ладными бревенчатыми домами в исторической части города, пейзажи, захватывающие дух, – все это стоит того, чтобы приглядеться к ним попристальнее.

Сложно не согласиться с утверждением, что красота и индивидуальность во многом определяются деталями: узорочье наличников, кружево подзоров и гребней, украшающих кровлю, разнообразие и оригинальность дымников и флюгеров придают особое очарование каменным и деревянным строениям Гороховца.

Сегодня мы поговорим об изумительном по красоте декоративном убранстве домов из просечного узорного железа. «Искусство просечного металла – яркий и жизнерадостный вид народного творчества. Он полнокровно живет на древней гороховецкой земле», - пишет Александр Игнатьевич Скворцов, профессор, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, в статье «Народное зодчество».

Что же такое просечное железо?! В словаре терминов российского архитектурного наследия Владимира Ивановича Плужникова читаем: «Просечное железо – железная полоса со сквозными отверстиями, часто составляющими ажурный орнамент и полученными с помощью заостренного ударного инструмента». Возможно, ли найти лучшее дополнение к резному декору русского деревянного дома.

Но в начале повествования, хочется сказать, что металлообработка – это еще одна область после деревообработки и знаменитых «якушей», в которой гороховецкие мастера проявили себя ярко, интересно и громко. Истоки ремесла относятся к XVII веку, именно с этого периода Гороховец славится своими кузнецами, литейщиками, котельщиками и жестянщиками. Так писцовая книга 1628 года сообщает о 15 кузнецах, но со временем производство приобрело настолько большое значение, что в 1789 году при городском магистрате была организована кузнечная управа. Часто ремесло по металлообработке было потомственным и переходило на протяжении столетий из рода в род.

Медные котлы, церковная и светская утварь, литые колокола, кованые ставни и узорные решетки на окна, замысловатые дверные ручки и всевозможные накладки из металла, простые и фигурные, украшавшие деревянные изделия – вот неполный перечень того, что изготавливали гороховецкие мастера.

Просечной металл как направление ремесла появился очень давно и изначально был частью декоративно-прикладного искусства, связанного с кузнечным делом. После изготовления предмета обихода, например, жиковины (накладки на деревянную дверь), конец оставшегося железа расплющивали и наносили просечку, получалось очень красивое кружево по металлу. Этот вид художественной обработки металла был распространен практически по всей территории России. В этой технике украшены подзоры куполов, наличники, навершия водостоков и другие элементы в архитектуре, начиная с Владимиро-Суздальской Руси. Например, величественный Успенский собор во Владимире, относящийся к XII веку, по всему периметру оформлен просечными золочеными металлическими лентами. Из более поздних примеров просечного узора можно назвать знаменитый Крутицкий теремок XVI века в Москве и Водовзводную башню XVIII века в Коломенском.

Широкое применение искусства просечного узорного железа появилось позднее, на рубеже XIX – XX веков, и связано это с увеличением производства тонкого листового железа, так называемого «кровельного», цена которого становится более доступной. Именно в этот период в целях пожарной безопасности тесовые и соломенные крыши крестьянских домов стали заменяться металлическими, прочными и красивыми. Увеличивается и число украшений из просечного железа: ажурные дымники, подзоры, гребни, вазоны с цветами, флюгеры и другие детали архитектурного декора отмечены большим художественным вкусом и удивительной фантазией. Одним словом, просечной рисунок приобрел широкую популярность. Причем просечные орнаменты сплошь и рядом соседствовали с коваными элементами и пропильной резьбой. Более того, поначалу он испытывает влияние со стороны деревянной пропильной резьбы – и это не случайно, ведь эти искусства во многом близки, но со временем их пути расходятся.

В трудах Александра Игнатьевича Скворцова «Памятники архитектуры» и «Народное искусство» читаем: «Простые и строгие украшения фронтонных гребней, печных труб («дымников»), водосточных труб, характерные для более раннего периода, с течением времени вытесняются более сложными и модными в рисунке. К концу XIX – началу XX веков это не просто сложные композиции из многих растительных и геометрических мотивов, это целые комплексы, связывающие в единое целое все части декора: в просечном и кованом металле, в пропильной и рельефной деревянной резьбе. Парапеты, фронтонные гребни, флюгеры, решетки, зонты-навесы, дымники и водостоки – все это хорошо сочетается и составляет интересное художественное целое». В Гороховце еще и сегодня встретишь дома, демонстрирующие сочетание деревянного узора и ажура в металле. Хорошим примером этому могут быть богатые гороховецкие дома, построенные в стиле модерн, модном на рубеже XIX и XX веков не только в столицах, но в губернских и уездных городах России: это, прежде всего, известный дом начальника земской управы, дом Кучина, дом Поляковых-Шугуровых, дом Шориных. Над их украшением работали лучшие местные мастера.

Украшением более скромных домов могли быть только дымники и навершия водостоков, изредка – флюгеры. Просечные узорные дымники возвышаются над трубами десятков гороховецких домов. Встречаются разные фасоны и типы: в виде красивой беседки с причудливой кровлей, и в виде вазона, который кажется фантастическим, сказочным сооружением.

Просечные изделия имели не только декоративный, но и функциональный характер. Большой интерес, в этом плане, представляет металлический дымник. Он родился из потребности предохранять кладку кирпичной трубы от преждевременного разрушения, к которому неизбежно приводили дождь, снег, ветер, искры огня.

Вот как описывает дымники исследователь особенностей гороховецкой архитектуры Александр Игнатьевич Скворцов: «Дымники Гороховецкого края достаточно традиционны по форме, имеют местные особенности. Они сделаны в виде короба, которым обложена труба со всех четырех сторон. Короб этот завершается теремком. Углы каждого из четырех граней короба часто оформлены рельефными четвертями солнышка, а центр – розеткой, выполненными техникой выколотки. В целом, такие дымники имеют ярко выраженный «архитектурный» характер. Наиболее распространены одноярусные теремки с восьмискатной кровлей на четырех столбиках с прорезным ажурным подзором внизу и гребнем вверху. Увенчиваются теремки шпилем в виде вазы с цветами». Как утверждает искусствовед, такие дымники являются уникальными произведениями искусства. Особенно широко были распространены в самом Гороховце и селе Красном.

Дымники имеют еще и другие названия: «флюгарки», «чехлы», «колпаки», отражающие утилитарное назначение, как бы мы сегодня сказали, «полезного гаджета». Век дымника, к сожалению, недолог, тонкий металл достаточно быстро прогорает. Казалось бы… поставь обычный железный колпак самой непритязательной формы, как, впрочем, и делают во многих других местах… Но ведь, если бы все определялось лишь целесообразностью, не было бы ни резных наличников и расписных прялок, ни владимирской глади и вологодских кружев, ни мстерской лаковой миниатюры и хохломы, как и многого другого – не было бы. Естественное, неистребимое желание украсить свое жилище, предметы окружающего быта, - не оно ли веками возвышало человека над заботами и невзгодами суетой жизни!?

Гороховец всегда притягивал людей творческих профессий: художников, литераторов, реставраторов, архитекторов… Член Союза художников России, член Объединения "Московский эстамп" Надежда Михайловна Девишева познакомилась с Гороховцом более 30 лет назад. Тогда в Москву поступил заказ на изготовление литографий с изображением значимых объектов архитектурного наследия Гороховца. Заказ был выполнен, работы Надежды Михайловны и сегодня можно увидеть в учреждениях культуры. Еще тогда в 80-х она была очарована городом, а в 2018 году, будучи участницей академического проекта «Гороховецкие пленэры», обратила внимание на все перемены, произошедшие в нем.

– «Замечательно, что гороховчане сумели сохранить город-сказку, более того – придать ему некий шарм и красоту. Радует, что на отдельных домах сохранились старинные дымники на дымоходах и ажурное кружево декора».

Помимо дымников, видное место в архитектурном оформлении занимают подзоры и гребни. Их происхождение связано с аналогичными формами деревянного зодчества, когда карнизы построек украшались деревянной резьбой. Вместе же просечные гребни и пропильные подзоры составляют единый декоративный ансамбль дома. Повторяя конфигурацию двухскатного фронтона крыши и светелки, гребни завершаются посередине фигурным навершием в виде солнца с веерообразными лучами, круглой лепестковой розетки, что символизирует «древо жизни». Встречается и другое объединение гребней, например, в виде шпилей, заканчивающихся сердечками, «шишками», «фонариками», фигурками птиц, звездами, флажками с указанием даты постройки дома или инициалов его владельца. В оформлении самих гребней, его орнаментарном строе, просматриваются мотивы, как древней народной символики, так и современности.

История сохранила имя одного гороховецкого мастера, который в течение нескольких десятков лет делал на заказ такие металлические диковины, постоянно варьируя на разные лады их традиционные элементы. Это Геннадий Александрович Тихонов. Родился он под Нижним Новгородом в 1929 году. С малолетства пристрастился к работе с металлом, поскольку этим занимались отец его и дед. Опыт у него был огромный, а фантазии хоть отбавляй. Работы его всегда ценились, и недостатка в заказах не было. Еще в 1978 году на республиканской выставке «Металл и кружево», проходившей в Москве, посетители были поражены произведениями мастера из Гороховца. За свои работы он получил почетный диплом Союза художников РСФСР.

Подытожить сказанное хочется словами того же Скворцова Александра Игнатьевича: «Природная одаренность народа и извечное стремление к прекрасному – залог творческого развития традиций древнего ремесла, способное преображать непритязательное народное жилище в жизнерадостное и высокохудожественное произведение искусства». Отрадно осознавать, что Гороховецкая земля и сегодня щедра на людей творческих, талантливых, хранящих и развивающих траиции народного промысла и ремесла.

 

Информация о создании страницы: 11.11.2021 11:48:18
Информация об изменении страницы: 15.11.2021 08:44:24
Яндекс.Метрика