1. Медиа
  2. Подкасты
  3. Александр Игнатьевич Скворцов. Видеть в работе высокую миссию

Александр Игнатьевич Скворцов. Видеть в работе высокую миссию

Гороховец… Такой любимый, милый сердцу каждого гороховчанина. Мы не перестаем восхищаться и воспевать его уютную провинциальную красоту. Сегодня, когда к городу наблюдается повышенный интерес, проведены серьезные проектно-исследовательские и реставрационные работы, а впереди модернизация учреждений культуры, появилось желание рассказать не только о культурно-историческом и архитектурном наследии Гороховца, но о людях, которые причастны к делу сохранения этого наследия.

Передача посвящается Александру Игнатьевичу Скворцову. В нескольких словах об этом многогранном талантливом человеке можно сказать следующее: заслуженный деятель искусств, профессор кафедры дизайна, изобразительного искусства и реставрации Владимирского государственного университета имени братьев Столетовых, кандидат искусствоведения, художник-реставратор, действительный член Академии архитектурного наследия, член Союза художников России, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры Российской Федерации, награжден орденом Дружбы.

Высшее образование получил в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по специальности<< История и теория искусства>>. Именно в студенческие годы проявился его живейший интерес к мировому и отечественному культурному наследию. По-другому и быть не могло, ведь его учителями были выдающиеся ученые страны. Вот только некоторые имена… Борис Александрович Рыбаков, исследователь славянской культуры и истории древней Руси; Виктор Никитич Лазарев, специалист в области истории древнерусского и византийского искусства, а также итальянского искусства эпохи Возрождения; Михаил Андреевич Ильин, специалист по истории раннемосковской иконописи, московского зодчества XIV-XVII веков (в дальнейшем стал научным руководителем аспиранта Александра Скворцова при подготовке и защите диссертации) и другие профессионалы своего призвания.

Размышляя о жизненном пути этого интереснейшего человека, задаешься вопросом: откуда у мальчика, родившегося в селе Сима Юрьев-Польского района в военном сентябре 1941 года, появилась тяга к искусству древней архитектуры с его глубоким религиозно-философским смыслом и сложнейшей структурой!?                                                                                                                   

Сима… глубинка Владимирского ополья, небольшое село с богатой историей. Невысокие холмы, неглубокие овраги, просторные степи, распаханные под поля, кустарники, травное разноцветье, плодородные земли – от всего этого веет умиротворением и красотой. Не ставя перед собой задачи освещать историю села, скажем, лишь, что здесь находится усадебный комплекс князей Голицыных, сегодня известный   как место, где скончался от ран и был первоначально похоронен выдающийся русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, генерал Петр Иванович Багратион. Сам дух села, окружающая природа не могли не воздействовать на воображение и мировосприятие Александра, ведь с ощущения родного края приходит и настоящая любовь к Родине.

Вспоминая о своем детстве, Александр Игнатьевич рассказывает об одном ярком эмоциональном потрясении, оставшемся в памяти по сей день … Сказочный ковер белокаменной резьбы храма святого Георгия, что в Юрьев-Польском, одного из немногих сохранившихся памятников домонгольской Руси, с человеческими фигурами, птицами и фантастическими зверями произвели на мальчика неизгладимое впечатление. «Чудо из чудес», - так характеризует собор талантливый реставратор. Именно эта встреча, как признается он сам, пробудила любовь к архитектуре родной земли не созерцательную, но исследовательскую. С тех пор Саша Скворцов стал интересоваться архитектурой, много читал, познавал… Его отец Игнатий Илларионович, плотник, резчик по дереву, не мог не поощрять увлечение сына.

Эта тяга к знаниям архитектуры родного края помогла поступить в МГУ, экзаменатор Алексей Александрович Федор-Давыдов был покорен полнотой знаний юноши.

После учебы в аспирантуре была интересная научно-исследовательская работа во Владимирской экспериментальной научно-реставрационной производственной мастерской, главным архитектором которой был небезызвестный Игорь Александрович Столетов. А с 1989 по 2014 годы Александр Игнатьевич Скворцов создал и возглавлял научно-производственное предприятие «Владспецреставрация». Таким образом, всю свою профессиональную жизнь ученый посвятил изучению, сохранению и реставрации культурного наследия Владимирской земли, в частности белокаменных ее храмов, следуя традициям реставрации, заложенным еще в годы советской власти: научного подхода и принципа историзма. Данным принципам ученый не изменил и по сей день, неся это осознание своим студентам.

Первое дело, за которое взялся молодой реставратор Скворцов, - реставрация владимирского Успенского собора. Не просто реставрация, а в буквальном смысле лечение. Нужно было не только изучить историю храма, его архитектуру и живопись, но почувствовать душу белокаменного собора. Вот, что сказал Александр Игнатьевич в интервью корреспонденту Владимирских ведомостей, посвященном 850-летию храма:

- В памятник надо вникнуть без суеты и спешки, всматриваться, вслушиваться в его историю, в живущую в нем тайну мироздания. Подчас этот процесс может длиться всю жизнь.

В этом проявляется основной принцип его подхода к вопросу реставрации. И далее читаем…

- Всякая реставрация должна быть научной. Но сегодня в нашей стране появились два новых термина, обозначающие страшные процессы в охране памятников: антиреставрация и коммерческая реставрация. Научная реставрация всегда связана с исследованиями истории, архитектуры памятника, окружающей среды. Она воспроизводит, реанимирует методы, по которым он создавался, и законы рождения красок. Настоящие реставраторы ничего своего в историю не привносят, но неизменно следуют своей главной и единственной задаче – спасти и сохранить. К примеру, у одного воина на фреске Рублева не сохранилась голова. Ко мне постоянно обращаются с просьбой: «Допишите!» Но, если мы это сделаем, перед нами будет уже не Рублев. В благолепии, к которому сегодня так все стремятся, скрывается подмена истории. Ни современная красота, ни позолота не могут сравниться с подлинным дыханием времени, живущим в памятнике. Ведь памятник – это память. И здесь все сказано».

Александр Игнатьевич Скворцов восстанавливал Дмитровский и Успенский соборы, Золотые ворота, храм Покрова на Нерли и комплекс палат Андрея Боголюбского в Боголюбове, церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Георгиевский собор в Юрьев-Польском. Реставратор уверен: свои секреты белый камень раскрывает только ищущим.         

В трудные постперестроечные 90-е годы прошлого столетия, когда деньги на реставрационные работы государством не выделялись совсем, коллектив научно-производственного предприятия «Владспецреставрации», генеральным директором которого был Александр Игнатьевич, совершили практически невозможное…

Союз Советских Социалистических Республик, правопреемницей которого является Россия, ратифицировал Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО 12 октября 1988 года. Первые объекты, находящиеся на территории России, были занесены в список в 1990 году. По Конвенции правительство страны обязано выделять средства на реставрацию памятников, признанных объектами всемирного наследия. За это и зацепились…

В рекордные 12 месяцев была проделана титаническая работа: с нуля собрана и написана многостраничная документация на международном уровне на памятники владимиро-суздальского белокаменного зодчества XII-XIII в.в. с целью включения их в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1992 году решение было подписано, что спасло многие из них от разрушения.

Восстанавливались исторические постройки, белокаменные палаты, фрески, печи, иконы и картины, книги. Совершенно уникальный характер имела деятельность по воссозданию интерьеров и подготовке будущих экспозиций. Оперативность и высокое качество выполняемых работ, их широкий диапазон позволили предприятию «Владспецреставрация» стать в 90-е годы центром художественной реставрации во Владимирской области, сохраняя лучшие традиции мастерства.

«Рыцарь белого камня», «хранитель и созидатель» - такими эпитетами наградило Александра Игнатьевича Скворцова профессиональное сообщество (работники музеев, образования, реставраторы, художники), люди, с которыми он работал на протяжении своего долгого, насыщенного открытиями и победами, трудностями и порой непростыми раздумьями, творческого пути.

Гороховец – особая страница в жизни Александра Игнатьевича, он всегда с большим пиететом и любовью отзывается о городе. Впервые побывал в нем в начале 1970-х годов, как признается сам: «случайно и закономерно». Редакция журнала «Декоративное искусство СССР» попросила подготовить архитектурный очерк о Гороховце.

- Все перевернулось во мне… Город покорил совершенно… Говорю сейчас искренне… Очерк был подготовлен и опубликован, а вот интерес к архитектурному своеобразию земли Гороховецкой остался, - вспоминает Александр Игнатьевич.

Было совершено несколько экспедиций по Гороховецкому району: Иваново – Пестяки – Фролищи – Гороховец. Как говорит ученый, следовал по следам бытования знаменитых плотников-якушей, в том числе в поисках гороховецкой плотницкой игрушки. Нашел деревню Якуши, к сожалению, в начале 70-х ее уже не существовало, лишь одиноко стоящий рубленый дом. Как исследователь Александр Игнатьевич интересовался памятниками деревянного зодчества, посетил многие деревни Гороховецкого района, отдельные дома вошли в перечень объектов материального культурного наследия Владимирской области.

По итогам экспедиций в 1981 году вышла книга «Русская народная пропильная резьба», где много полезной и интересной информации об истоках резьбы, о том, как она развивалась, откуда брались многие мотивы и в чем художественные особенности.

Сегодня мы должны вспомнить о том, что именно этот человек стал первым исследователем гороховецкой плотницкой игрушки: дал ее описание, технологию изготовления и росписи. Более того пытался популяризировать, как объект традиционной народной культуры гороховецкого края, посвятив ей несколько публикаций. Одна из статей вышла в журнале «Дошкольное образование» Министерства народного просвещения, другая в книге под редакцией Латышева Григория Васильевича <<Перо жар-птицы>> (Верхне-Волжского книжного издательства, 1988 года); статья называлась <<Огненные кони>>. Он же, по просьбе Масловой Елены Николаевны, тогда директора Областного дома народного творчества, написал рецензию на включение гороховецкой плотницкой игрушки в перечень объектов нематериального культурного наследия Владимирской области. Подводя итог, скажем: с легкой руки Скворцова Александра Игнатьевича игрушка сегодня является брендом города Гороховца, а туристы и гости города в качестве сувенира хотят увезти именно ее – гороховецкую плотницкую игрушку.

Вспоминает Александр Игнатьевич и совместную работу с Гороховецким историко-архитектурным музеем, директором которого тогда была Блюмкина Елена Самуиловна: в 1990-е годы отреставрирована целая коллекция икон и подготовлена экспозиция по завершении работ.

В 1995 году Александр Игнатьевич руководил большим проектом реконструкции исторического центра Гороховца, главным архитектором проекта был Владимир Сергеевич Петров. Восстанавливали изразцовые печи в доме купца Сапожникова (Ершова), керамический глазурованый лемех на главах Свято-Сретенского женского монастыря. По утверждению Александра Игнатьевича нигде больше в Центральной России подобного покрытия не встречается.

Посвятил Гороховцу несколько изданий и множество публикаций. «Гороховец. Историко-краеведческий очерк», вышедший в 1988 г., считает наиболее значимым. Написан очерк совместно с гороховецким краеведом Николаем Ивановичем Андреевым, который подготовил историческую основу очерка. При жизни автора издание можно считать раритетным, поскольку найти можно, наверно, только в библиотечных фондах да в коллекциях библиофилов.

Всего в библиографии автора более 200 научных публикаций и несколько монографий, посвященных архитектурному и художественному наследию Владимирской земли, русскому народному искусству и творчеству современных владимирских художников. Его издания будут интересны, конечно, в первую очередь узким специалистам, студентам, будущим реставраторам и искусствоведам, но в то же время и широкому кругу читателей, интересующихся историей России и Отечества, поскольку язык удивительно легкий, интересный и понятный любому, кто возьмет его книгу и захочет погрузиться в этот интересный мир истории, искусства и архитектуры.


Информация о создании страницы: 13.04.2021 09:03:25
Информация об изменении страницы: 20.07.2021 11:45:59
Яндекс.Метрика