1. Медиа
  2. Подкасты
  3. Игорь Эммануилович Грабарь. Человек, возвращающий красоту!

Игорь Эммануилович Грабарь. Человек, возвращающий красоту!

Гороховец, тихий, невероятно милый и славный городок, уютно устроился у подножья горы, кутаясь то в белое облако вишневых садов, то шелковистую зелень деревьев, изредка поглядывая на Клязьму. Хорош он во все времена года!

Более восьми веков истории, своеобразная архитектура, в которой русское деревянное зодчество соседствует с европейским модерном, традиции и современность — все это Гороховец. В 2017 году город вошел в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО, что подчеркивает его уникальность и неповторимость. Все чаще Гороховец привлекает к себе внимание людей, самых разных: российских ученых, историков, краеведов, художников, литераторов, простых людей, интересующихся жизнью и культурно-историческим наследием российской провинции. В Интернете можно найти множество восторженных откликов гостей нашего города, но в память врезалось одно…

«Город нежный и трогательный, как сон под утро. Застывший в своей старине, как древний жук в янтаре. Городок на горошине... Гороховец похож на бабушкину шкатулку с сокровищами, задвинутую на антресоли. Стоит наткнуться – проведешь не один час, перебирая и рассматривая. Так и у Гороховца припасено множество удивительных вкусностей для тех, кто готов удивляться». И это, действительно, так! По плотности достопримечательностей на квадратный километр он может конкурировать с такими городами, как Суздаль, Владимир, Ростов и Новгород Великие, другими древними городами России. А в некоторых случаях и превосходит их.

Но сегодня хочется рассказать не о своеобразной архитектуре Гороховца, прекрасных его пейзажах, интересных музейных экспозициях или выставочных проекта… хочется вспомнить людей, которые приложили свои силы, знания и умения к сохранению этого уникального культурно-исторического наследия.

Первая передача посвящается Игорю Эммануиловичу Грабарю, замечательному художнику и выдающемуся реставратору, неутомимому исследователю и активному создателю Общества по охране памятников старины, музейному деятелю, чье имя навеки вписано в историю Гороховца.

Грабарь – это личность в истории России, человек масштабный, за все, что бы он ни брался, доводил до успеха.

Он был директором Третьяковской галереи, провел ее полную перепланировку, составил первый научный каталог; с 1908 года и до начала Первой мировой войны издал 8 томов своего монументального труда под названием «История русского искусства»; создал (ударение можно поставить как на 1-ый, так и на 2-ой слоги) реставрационные мастерские, а также. институт истории искусств; организовал экспедиции по спасению памятников древнерусского искусства – икон и фресок – в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах; возглавлял Академию художеств и так далее, и так далее. И все это прекрасно функционировало, а главное работает по сей день.

Выражение "он все оставил людям" как никакое иное точно передает подвижнический подвиг этого удивительного человека.

В небольшом рассказе невозможно отразить всю настолько насыщенную событиями, делами, взаимоотношениями, яркую эмоционально жизнь Игоря Эммануиловича Грабаря. Остановимся на тех ее моментах, которые так или иначе связаны с историей Гороховца.

В том далеком 1918 году, когда к власти пришли люди, которые мало что смыслили в искусстве, его ценности, Грабарь, Бенуа, Горький и др. деятели культуры и искусства понимали, что надо что-то предпринимать, сотрудничать с любой властью, иначе можно потерять все!

Игорь Эммануилович Грабарь взялся за строительство советского музейного дела. Из письма брату:

- Я перенес всю энергию на создание органа, который мог бы внести порядок в общемузейное дело России и наладить охрану памятников искусства и старины. И вот это дело увлекло меня всецело. Я не ошибся… Луначарский (в те времена нарком просвещения) предоставил мне и подобранной мной группе деятелей искусства полную свободу действий. Я исписал обширную декларацию, в которой разработал постепенный план реорганизации всех столичных музеев, создание ряда новых. Одновременно в широком масштабе я веду дело научных реставраций – архитектурных и живописных».

В 1918 году по запросу Анатолия Васильевича Луначарского (человека образованного и культурного) Игорь Эммануилович Грабарь начинает заниматься деятельностью по созданию системы учета, хранения и музеефикации предметов искусства и памятников старины. В рамках этой деятельности создается организация, которая аккумулирует весь опыт реставрации, известный до сих пор.

Из воспоминаний Грабаря:

- В июне 1918 года приступила к работе реставрационная группа, организованная мною из нескольких реставраторов-иконников. Вскоре мне удалось организовать в помещении бывшей московской конторы синода реставрационную мастерскую, первичную ячейку, учрежденной вслед за тем Всероссийской комиссии по делам реставрации, превратившейся впоследствии в реставрационные мастерские».

После революции не было профессии художника-реставратора, работа над произведением искусства, если в этом была необходимость, ограничивалась скорее ремонтом… Не было исследований, предшествовавших реставрации, не было методики, самого подхода к реставрации, его не было. Игорь Эммануилович Грабарь хотел подвести научную основу под этот процесс. К делу он привлек не только музейщиков, иконописцев Мстеры, Палеха, Холуя (ударение на 1-ый слог), др. центров иконописи России, но и физиков, химиков, микробиологов, представителей других направлений прикладной науки. Рождается основа для ведения научной реставрационной деятельности.

Он и его команда спасли такие знаменитые памятники древнерусской культуры (так это называлось в те времена, поскольку само слово «икона» было под запретом), как «Троица» Андрея Рублева, «Спас нерукотворный», который нашли в ящике для дров Звенигородского музея, т.е. он тоже должен был пойти в печь, прочие произведения мастера; восстанавливали Дионисия, Феофана Грека и других ведущих мастеров русской иконописи – всего более 1000 произведений.

Таким образом, именно Игорь Эммануилович Грабарь стал основателем в России научных методов реставрации, ввел в практику предреставрационные исследования памятников, фотофиксацию и документирование всех процессов работы. По инициативе Грабаря в 1920-е годы сформировалась уникальная, не имеющая аналогов в Европе русская реставрационная школа, которая постоянно развивается, используя результаты исследований в разных областях науки и культуры. Именно с «Грабаревскими мастерскими» с момента их возникновения и до наших дней связаны все основные мероприятия, проводимые государством в области реставрации.

PS в слове «грабарь» ударение может ставится как на 1, так и на 2 слоги, но поскольку И.Э. Грабарь ударение на 2-ом слоге, то и в выражении «Грабаревские мастерские уместно поставить на 2-ой слог

По инициативе Грабаря и под его руководством было организовано несколько экспедиций на Русский Север, в Новгород, Псков, Владимир по городам Поволжья, в Крым и на Кавказ.

Экспедиции проводили, чтобы найти, отреставрировать и укрепить памятники искусства и старины. В письме к жене Валентине он говорил: «И вот теперь я организовал работы по расчистке всех циклов фресок и икон Рублева, а одновременно по расчистке стен владимирских храмов и главным образом знаменитых чудотворных икон Боголюбской Богоматери, Максимовской и Владимирской… И должен сказать, результаты превзошли самые смелые надежды: мы уже сейчас знаем вещи, о которых недавно и не снилось… Всю историю древнерусской живописи приходится переделывать».

В 1920 году авторитетная комиссия под руководством И.Э. Грабаря посетила и Гороховец. Из его воспоминаний «...и дивная Муромская архитектура, и сам Феофан поблекли перед Гороховцом. Правда, здесь половину дела сделала природа... Когда на дальнем высоком берегу Клязьмы показались огоньки, зажегшиеся от заходящего солнца в стеклах невидимых еще зданий, то уже одно было изумительно хорошо. Вскоре стали вырисовываться какие-то монастырьки, тонувшие высоко вверху в зелени. Казалось, что это не город, а просто два-три десятка церквей, разбросанных по горе в каком-то игрушечном стиле... Пошли бродить по городу, который весь оказался как бы застывшим с 17 века - ну просто как в «Спящей красавице», - до такой степени, что мы не видели даже новых домов. Все церкви белые, все почти без исключения не тронуты с 17 века, - не расшиты, как всюду, окна, сохранили черепичную чешую главы, старые ворота и ограды и столько старых каменных домов, сколько их нет во всей остальной России. Мы ходили весь вечер и часть ночи как во сне... Другого такого Китежа я не знаю».

В состав экспедиции входили научные сотрудники Александр Иванович Анисимов, Николай Николаевич Померанцев, Трифон Георгиевич Трапезников, архитектор Николай Константинович Жуков, художник-реставратор Григорий Осипович Чириков. Они обследовали произведения искусства, находившиеся в церквах, а также старинные постройки города. Наиболее ценные сооружения были взяты под государственную охрану: архитектурные ансамбли Сретенского, Николаевского и Знаменского монастыря, Благовещенский Собор и Воскресенская церковь. Тем самым гарантировалась их неприкосновенность. Все вопросы, связанные с их дальнейшей жизнью решались теперь только Музейным отделом Наркомпроса.

Имя Игоря Эммануиловича Грабаря навеки останется в истории Гороховца, мы горды тем, что причастны к жизни и деятельности этого удивительного человека.

Информация о создании страницы: 05.02.2021 15:54:32
Информация об изменении страницы: 20.07.2021 11:45:59
Яндекс.Метрика