1. Медиа
  2. Подкасты
  3. «По следам гороховецких плотников-якушей»

«По следам гороховецких плотников-якушей»

Один за другим мелькают километровые указатели вдоль шоссейной магистрали Москва – Казань, оставляя далеко позади себя древний Владимир. То там, то здесь, по обеим сторонам дороги рубленные деревянные избы с резными наличниками, на удивление колоритно уживающиеся с современными постройками.


Русь…Родная земля…

И только от этой мысли трепещет сердце,

тепло на душе.


               Асфальтовая лента дороги пересекла Вязники, стала более игривой: спуски, подъемы, повороты… Скоро, совсем скоро Гороховец – небольшой городок на Клязьме, ровесник Москвы, расположенный на границе Владимирской и Нижегородской губерний, град пресвятой Богородицы. Древний город – страж юго-восточной границы Владимиро-Суздальского княжества, город – хранитель памятников архитектуры и гражданского зодчества.

И вот он – последний, долгожданный склон Ужовой горы, неожиданно открывающий путнику удивительную картину: как будто посреди дороги живописно стоящая Казанская церковь. Делаешь небольшую петлю и резко сворачиваешь вправо с улицы Московской на улицу Ленина (ранее Благовещенскую).

Уже с первых минут, ощущаешь, что где-то далеко остался шум автострады и больших городов. Незаметно для себя погружаешься в незабываемую ауру провинциального городка, удивительно чарующего и манящего своей самобытностью, красотой, открывающего одну за другой страницы истории, русского быта.

Эту страничку хотим посвятить старинным деревянным теремам, домам и домишкам, рубленным и украшенным знаменитыми гороховецкими плотниками. Такие дома еще можно встретить в Гороховце и некоторых деревнях Гороховецкого района. Они как вишенка на торте под названием «Своеобразная архитектура Гороховца».

В путевых заметках Дмитрия Шелехова, русского путешественника XIX столетия, читаем:

«Архитектура изб необыкновенная... Над каждым домом возвышается светелка как игрушечка, с затейливой резьбою, с колонками, с полукруглыми над карнизом окошками, со стрелами и фестонами, из которых многие раскрашены, а другие и вызолочены... С давних времен укоренилось здесь искусство плотническое. Оно переходит из рода в род».

Гороховецких плотников на Руси величали «якушами» (так во Гороховецком уезде называлось одно из сел), упоминание о них есть даже в знаменитом толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля, где они значатся как «долбежники, плотники-рещики для резки украс на избы и на суда». Плотницкое дело кормило большую часть мужского населения Гороховца, иными словами, это был город плотников и зодчих.

Развитию плотницкого ремесла способствовали леса, которыми Гороховец славился всегда. Прежде само название Гороховецкой земли считалось синонимом лесных дебрей… наиболее густые и непроходимые на левобережье Клязьмы. И по сей день места здесь глухие, заповедные, мало посещаемые обычными людьми, сохранившие свою первозданность… Привольные… до слез красивые места…

Как мы уже сказали ранее, плотничество было главным промыслом мужского населения. Сложилась даже поговорка: «Кабы не было топора, так топиться давно пора». Гороховецкие мастера, плотники и якуши, достигли наибольшей виртуозности в своем ремесле. Сохранилось одно из старых свидетельств их мастерства. В XVIII веке бурмистр одной из гороховецких волостей рекомендовал их следующим образом: «Если где они подряжаться будут, как в казенные, так и в партикулярные работы плотничать, то подряжать без опасения, потому что они плотничному мастерству знающие и верить им в задаток до 400 рублев».

Забавно… вера измеряется деньгами. 400 рублей - деньги, видимо, были немалые, а оттого и вера в мастеровых была крепче.

О труде «якушей» мы нашли упоминание и в трудах известного русского этнографа Г. К. Завойко (не смогла найти расшифровку имени, отчества, можно прочитать без них), который в начале XX века исследовал крестьянский быт в селениях Гороховецкого и пограничного с ним Вязниковского уездов. «… Наружный вид более древних домов резко разнится от домов позднейших… Дома украшались обыкновенно дорогой и красивой резьбой «по телу»… На карнизах и косицах изображались разные «морские коты» – фантастические животные, похожие на львов; «фараоны» – человекообразные фигуры с рыбьим хвостом, «коневы головы» и прочее; значительная доля, кроме того, оставалась для разнообразного растительного и геометрического орнамента…»

Этот вид резьбы сохранился в истории как гороховецкая глухая рельефная или корабельная резь, сложился к концу XVIII века, просуществовал до к. XIX. Впервые она появилась в украшении речных судов – барок, гусянок, белян, мокшан, расшив, тезянок, - в большом количестве которые изготавливались на Волге и ее притоках. Во Владимирской губернии такие суда делались на Оке, Гусе, Клязьме, Тезе. Отсюда и название «корабельная»…

Впоследствии, когда пароходство исключило резное искусство на судах, резчики полностью перешли на украшение деревенских изб. Особенно много подобной резьбы было выполнено в Гороховецком, Вязниковском и Ковровском уездах.

Узор рельефно выступал на поверхности доски, а его фоном, «землёй», являлся нижний слой. Именно поэтому такую резьбу называют «глухой», так как фон у неё был сплошным, непроницаемым, в отличие от сквозной прорези.

Своеобразие рисунков узора отчасти определялось набором инструментов резчика. Наиболее употребительным было полукруглое долото различных размеров, которым мастер пользовался весьма искусно, достигая значительной выразительности изображения. Элементы оформления резьбы, помимо чистой декоративности, несли в себе различную символику. Так, растительный орнамент являлся символом цветущей природы; композиции, в которые входили звери, птицы, цветы, символизировали щедрость и плодородную силу Земли. Резные изображения львов, русалок, сказочных чудовищ служили оберегами, охранявшими человека и его жилище от злых духов. Сказочная птица Сирин была символом счастья, обещанием радости и благополучия.

Еще сохранились дома, украшенные глухой рельефной или «корабельной» резьбой, в Гороховце по ул. Ленина и ул. Московская: представлены домами Пришлецова (знаменитый дом с русалками), дом Беловых. К сожалению, 16 ноября 2020 года сгорел двухэтажный дом, постройки 1857 г., входящий в комплекс построек памятника архитектуры «Усадьба купца А.О. Полякова», его фасад был богато украшен традиционной глухой рельефной резьбой, привлекали внимание ставни окон и изящное оформление мезонина.

Особенно выделяются богатые двухэтажные и одноэтажные на высоком подклете дома в д. Выезд. Окна в самых больших домах, и на первом, и на втором этажах снабжены ставнями и обрамлены строгими прямыми наличниками с глухой рельефной резьбой. В одном из этих домов богатая рельефная резьба украшает и широкий подзорный фриз.

Интересны не только большие крестьянские дома, но и обычные для того времени, более скромные, с тремя окнами по фасаду. Их ставни, наличники и карнизы украшает та же глухая рельефная резьба. В качестве примера можно назвать дом Беловых, который находится по ул. Московской (бывшее село Красное, пригород Гороховца). Он выделяется необычайно выразительным глубоким рельефом декора: наличники имеют резные ставни и очелья, украшенные солнышком, по фризу стелются пышные листья, а карниз обработан лепестковыми розетками, напоминающими цветы подсолнуха. Дом был создан в середине XIX века и принадлежал небогатым огородникам, но декор выполнен с большим художественным вкусом.

В двухтомнике «Традиционная культура Гороховецкого края» упоминаются дома, украшенные подобной резьбой, в деревнях Гороховецкого района: Реброво, Шубино, Быкасово, Баландино, Большие и Малые Лужки.

Встречаются среди застройки сказочные терема более поздней постройки, таким является дом Пришлецова, знаменитый Дом с русалками (1915 г.). Неизвестный зодчий, видимо, хорошо знал местные художественные традиции, поэтому обильно украсил дом затейливой резьбой, в которой видное место занимают круглые розетки из цветочных лепестков, побеги аканфа и гроздья винограда, вазоны и гирлянды, а так же изображения львов и фараонов, выполняющие роль берегинь. Старые сказочные сюжеты, уже начавшие к тому времени исчезать в творчестве местных резчиков, вновь ожили на стенах этого дома.

Фасад дома всегда свидетельствовал о достатке его владельца: чем богаче хозяин, тем больше и просторнее его жилье, тем узорнее оно отделано. Такие постройки, как правило, представляли собой лицо села, располагаясь в центре или при въезде в него.

Глухой рельефной или «корабельной» резьбе присуща единая техника выполнения. Она производилась на досках толщиной до 8 сантиметров, причём до второй половины XIX века — рубленых, а не пилёных. После нанесения рисунка верхний слой доски в тех местах, где не было узора, снимался с помощью различных долото. Таким образом, узор рельефно выступал на поверхности доски. Узор тщательно обрабатывался, «моделировался», скругляясь в боковых гранях.

С появлением пилёного тёса толщина резных досок уменьшается, резьба становится плоско-рельефной, узор её лишь слегка возвышается над поверхностью доски. Параллельно с этим ухудшается и качество обработки поверхности рельефа, рисунок узора измельчается.

Гороховецкая глухая рельефная или «корабельная» резьба к. XVIII – XIX веков представлена достаточно широко в фондах Гороховецкого историко-архитектурного музея, а так же в других известных музейных собраниях Владимирской области: в Суздале, Вязниках, а так же Нижнего Новгорода, Городца, Балахны (Нижегородской области), села Мыт, пос. Пестяки (Ивановской области). В основном это рельефные фризы, так называемые лобовые доски, заполненные либо растительным орнаментом с излюбленными крупными цветами-розетками между красивыми резными листьями и изгибающимися стеблями, либо причудливыми сочетаниями растительных мотивов с изображениями львов, птиц, образами мифологических существ (Русалок, Сирин). Поражает выразительность этих фризов, виртуозность мастера: декоративное чутье и чувство материала.

Альбом с коллекцией домовой резьбы Владимирской губернии, хранится в Москве, в Государственном историческом музее, и является ценным собранием «глухой» резьбы Владимирского края. Зарисовал и собрал наиболее интересные образцы в семидесятых годах XIX века Иван Александрович Голышев, краевед, этнограф, исследователь памятников культуры и быта Владимирской губернии. В фондах Государственного исторического музея находится большая коллекция: около 500 (пятисот) образцов глухой рельефной резьбы, в том числе из села Якуши.

Гороховецкая рельефная глухая или корабельная резьба, имея уникальное своеобразие и особые выразительные черты, может занять достойное место в ряду объектов нематериального культурного наследия Владимирской области.

 


Информация о создании страницы: 17.05.2021 16:58:35
Информация об изменении страницы: 20.07.2021 11:45:59
Яндекс.Метрика