1. Медиа
  2. Подкасты
  3. У истоков гороховецкой плотницкой игрушки

У истоков гороховецкой плотницкой игрушки

Гороховецкая плотницкая игрушка… щепная… топорная… Ее история восходит ко 2-й четверти XIX века, а первые гороховецкие игрушки начали делать знаменитые на всю Россию плотники-якуши. Как сегодня возрождается ремесло? И что отличает символ Гороховца от других деревянных игрушек?

Плотницкая игрушка – тема не новая, она была непременным атрибутом повседневного быта наших предков, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них располагался по берегам Белого моря: на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Здесь изготавливали поморскую панку – «деревянную обрядовую куклу».

Другой исторический регион – Нижегородская губерния. Художественный уровень резных игрушек из дерева в этих краях был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.

Ну а третий, наиболее известный центр производства русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек, нередко делая их подвижными для большего эффекта. Именно здесь, в Сергиевом Посаде, в Художественно-педагогическом музее игрушки, хранятся немногочисленные подлинники гороховецкой плотницкой игрушки.

Деревянная игрушка из Гороховца – явление особое, она не могла не появиться в его окрестностях, ведь ведущим промыслом уезда, который по количеству лесов лидировал на Владимирской земле, издавна было плотницкое дело. Местные мастера-плотники – якуши – были известны далеко за пределами Гороховецкого края. Не случайно, визитной карточкой Гороховца и сегодня являются украшенные роскошной резьбой образцы деревянного зодчества конца XIX в.: Дом судостроителя Шорина, Дом купца Морозова, знаменитый Дом с русалками, председателя земской управы Фёдора Ксенофонтовича Пришлецова и др.

Так вот, Гороховцкая деревянная игрушка вырезалась топором из отходов плотницкого дела – щепок и деревянных чурок, поэтому и называлась «щепная», «топорная» и была едва ли не единственной радостью деревенской детворы. Игрушечниками были только мужчины, плотники-виртуозы, в совершенстве владеющие топором и понимающие художественные возможности и свойства дерева, особенно его мягких пород (липы, осины). Мастера стремились вложить в игрушку всё своё умение и выдумку. Чтобы заинтересовать детей, они даже придумывали конструкции, выполняющие нехитрые движения (например, все детали каталок-колёсок при игре приводились в движение одна от другой).

До сих пор вопрос о времени бытования гороховецкой плотницкой игрушки остается открытым… До недавних пор ее датировали то к. XIX, то н. XX века, но в собрании музея игрушки Сергиева Посада есть, например, игрушечная тройка лошадей с каретой из частной коллекции, помеченная 1850 годом. Стиль же игрушки и ее основные технические приемы выглядят вполне сложившимися – это и позволило Александру Игнатьевичу Скворцову, профессору, искусствоведу, исследователю сделать вывод о более раннем происхождении гороховецкой игрушки.

Более раннюю датировку гороховецких игрушек подтверждает Тарановская Наталья Васильевна, искусствовед, специалист в области изучения русского народного и прикладного искусства, которая указывает, что в типичной гороховецкой кукле-бабе передан «конкретный образ русской крестьянки». Вот как она пишет… «В этом образе мы видим жительницу крупного села в нарядной одежде, которая указывает на городскую моду первой половины XIX века. На фигурке модная тогда городская кофта и широкая колокообразная юбка. Впрочем, это не мешает барыне иметь традиционный головной убор – “ужасной величины кокошник», характерный больше для конца XVIII века. Расцвет игрушечного производства приходится на 50-60 годы XIX века, в 70-80 годы производство резко падает, а в конце века в уезде числиться лишь 1 кустарь-игрушечник. Следовательно, гороховецкая плотницкая игрушка просуществовала совсем недолго, и, конечно же, тем большее значение для нас приобретают редчайшие образцы, собранные и сохраненные в музейных фондах.

Первое, что бросается в глаза, когда мы рассматриваем ранние гороховецкие игрушки (коников, барынь, птиц), – их монументальность, мощь и фасадность (акцент с одной стороны); при относительно небольшом размере 15-20 см. мы видим крупные без деталей «маховые срезы», сделанные опытной рукой мастера-резчика, привыкшего изготавливать масштабные изделия для восприятия их на расстоянии. Искусствовед Наталья Васильевна Тарановская, о которой мы упоминали ранее, отмечала, что у гороховецких коников и птиц голова «гордо вздернута», а шея «вытянута вверх», что нарушало пропорциональность в сравнении с коротким туловищем. Такой образ могли создавать мастера-резчики, хорошо знакомые с домовой резьбой. В частности, с изготовлением охлупней (коньков) в виде конской или птичьей голов.

Формы игрушек, подчас архаичные и грубоватые, подсказывала сама жизнь. Мастера изображали то, что видели вокруг: животных, птиц, женщин с детьми на руках. Поскольку плотники часто работали в городах, то они и в игрушках с долей иронии старались отразить городские детали. Например, женщины изображались как барыни, в широких юбках и городских кофтах, вместо традиционных сарафанов, но с кокошниками на головах.

Мимо Гороховца пролегал шумный почтово-торговый тракт, соединяющий с Москвой и Нижним Новгородом. По этому тракту мимо степенно проплывали тяжелые барские кареты, вихрем проносились тройки с бубенцами, медленно тянулись повозки, тяжело груженные товарами. Игрушечники все это видели и хорошо знали. Особо любимым образом была тройка. Вот величественные ямщики с гордо вздернутыми на затылок высокими шапками, лихие кони, запечатленные в стремительном беге — все это создает ощущение бурной скачки. Невольно приходят на память известные гоголевские строки: «И какой же русский не любит быстрой езды?»

Однако у деревенских ребятишек самой любимой игрушкой считались коники. Возвращаясь с ярмарок, родители считали своим долгом купить ребенку игрушечную лошадку. Образ такого заботливого отца хорошо обрисован Н. А. Некрасовым:
Он гордо шел, жуя калач.

Он нес жене своей кумач,

Платок сестре, — а для детей

В сусальном золоте коней.

И сегодня именно красную лошадку охотнее всего покупают туристы и гости нашего города, дарят своим друзьям и знакомым гороховчане как символ города, узнаваемый сувенир.

Гороховецкие игрушки достаточно ярко раскрашивались, с преобладанием красных, оранжевых и жёлтых тонов. Кистью художники детально прорабатывали яркое оперенье кур и петухов. Даже традиционные гороховецкие лошадки – красно-оранжевого цвета. Считается, что это символически отражало веру наших предков в то, что солнечный диск движется по небу с помощью огненных коней.

Излюбленным орнаментом, украшавшим плотницкую игрушку, была крупная лепестковая розетка, которую можно часто увидеть в декоре резьбы на карнизах домов и наличниках. Кроме того, узоры на игрушках складывались из мелких точек, штрихов, прямых и волнистых линий. Рисунки получались яркими и экспрессивными. Интересна сама техника раскраски: чистую деревянную игрушку покрывали слоем левкаса (грунт из мела, размешанного на клею), как в иконописи, затем раскрашивали и покрывали олифой, для блеска и придания игрушке характерного оттенка. Детально эту технику описал первый исследователь гороховецкой игрушки А.И.Скворцов.

Гороховецкая плотницкая игрушка – это редкостный вид народной деревянной скульптуры. Сегодня подлинных образцов этой игрушки сохранилось очень мало. Это связано с тем, что к такой игрушке никто всерьёз не относился, её делали наспех для детской забавы, а не на продажу. В сравнении с искусной плотницкой резьбой, которая пользовалась спросом во многих регионах России, игрушка не имела большой ценности. Использовались плотницкие игрушки утилитарно и исключительно в рамках своей деревни: ими играли местные ребятишки и, когда игрушка приходила в негодность, – выбрасывалась «за ненадобностью», поэтому гороховецкая плотницкая игрушка дошла до наших дней только благодаря усилиям коллекционеров. Редкие образцы представлены в Художественно-педагогическом музее игрушки в г. Сергиев Посад, в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве.

Крупные детали, прямые линии… Как и сотни лет назад гороховецкая плотницкая игрушка – дело исключительно мужских рук. Да, да… сегодня мы смело можем говорить о возрождении старинного ремесла. Есть несколько мастеров, которые успешно режут традиционную деревянную игрушку, используя при этом те же инструменты, что и наши предки: топор и долото, из тех же отходов плотницкого производства, которое и сегодня сохранилось в Гороховце, - щепы и чурок. Алексей Климович – один из таких мастеров. Именно он начал возрождение гороховецкого символа… лет 20 назад. Дело настолько затянуло, что сегодня Алексей Юрьевич дает мастер-классы и охотно рассказывает, как из чурки появляется удивительный образ. В 2018 году мастер получил престижную премию «Хранители наследия».

Гороховецкие деревянные игрушки – это целый мир, яркий и сказочный, как все русское народное искусство, впитавшее в себя мудрость многих поколений людей.

Информация о создании страницы: 05.02.2021 13:22:48
Информация об изменении страницы: 03.08.2021 10:20:59
Яндекс.Метрика